Интерес к схемам государственно-частного партнерства (ГЧП) в Европе снижается. Об этом говорится в заключении Счетного комитета к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за прошлый год, размещенного на сайте ведомства.
«Согласно исследованиям Европейского инвестиционного банка в Европе отмечается сокращение как количества проектов ГЧП, так и их объема. Так, в 2018 году совокупная стоимость проектов ГЧП, прошедших стадию финансового закрытия (определены источники и объемы финансирования, начата реализация проекта), составила 14,6 млрд. евро или на 3,9% меньше, чем в 2017 году (15,2 млрд. евро). Общее количество проектов ГЧП в Европе снизилось до 39, что является минимальным, начиная с 1997 года», — говорится в докладе.
В выкладке отмечается активность реализации проектов через инструмент государственно-частного партнерства в Казахстане за последние три года. Так в 2005-2015 годах ежегодно в среднем реализовывалось по два проекта ГЧП, зато в 2017 году — 166, в 2018 году — 295, а в 2019 году — 235.
«Из 717 проектов, по которым заключены договора в Республике Казахстан, на долю сферы образования приходится 400 проектов ГЧП или 56% от общего количества проектов. В сфере здравоохранения — 148 проектов ГЧП (21%), культуры и спорта – 49 проектов (7%), энергетики и жилищно-коммунального хозяйства – 59 проектов (8%)», — уточняется в документе.
Стоит отметить, что бюджетные обязательства в рамках ГЧП перед иностранными инвесторами ранее не учитывались в качестве внешнего госдолга страны. Идея государственно-частного партнерства в Казахстане активно поддерживалась в последние годы международными банками — Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатским банком развития (АБР). Одним из наиболее заметных проектов ГЧП недавно стало строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), где общая сумма государственных обязательств достигает 512 млрд тенге. Обычно при обосновании различных проектов государственно-частного партнерства его популяризаторы ссылались на международный опыт.
Данияр Сериков