Массовых сокращений в «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) не происходит. Такую информацию QazPulse предоставили в отраслевом профсоюзе транспортников. Ранее в соцсетях была распространена информация о якобы запланированных в 2020 году программах сокращений работников железнодорожной нацкомпании из-за больших долгов и найма экспатов.
«У меня в основном члены профсоюза производственный персонал. По сокращению чисто это цифры, которые плановые, но на самом деле то, что написано, что на линии люди без работы остаются, в аутсорсинг… Аутсорсинг – это не само КТЖ, это уже поставленная задача. Даже глава государства в своем выступлении озвучивал: надо непрофильное все удалять, отдавать в конкурентную среду, развивать малый, средний бизнес. И вот туда все уборщицы, то, что считается неосновной деятельностью компании – они должны отдаваться в малый бизнес. Поэтому сейчас даже на примере головного офиса – уборщиц, водителей передавали в аутсорсинг… Конечно, количество работников штатных уменьшилось, но вместе с тем эти же работники, особенно уборщицы, перешли в частную компанию, и там же работают», — отметил председатель общественного объединения «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Оразгали Ахметбаев в телефонной беседе.
К слову, в информации, размещенной в соцсетях, утверждалось, что в 2020 году будет сокращено около 7 тыс. сотрудников КТЖ после передачи отдельных видов обслуживания в ведение частных компаний.
Комментируя распространённые сведения о том, что по проекту АСУ «Магистраль» сокращается 900 операторов дефектоскопных тележек, Ахметбаев отметил, что сейчас на железной дороге идут перевооружение и технологическое обновление, которые увеличивают производительность, благодаря чему специальные вагоны могут проезжать по линии с большой скоростью, проверяя качество сети и таким образом заменяя работу сотен человек. Дефектоскопные тележки морально устарели, пояснил он.
«Буквально единицы из этих работников остались без работы, пошли под сокращение. Остальные все были переведены на вакантные должности. Уже четвертый год, в этом году опять объявили, что КТЖ никого со стороны не берет, у нас запрет на прием. Только внутренние перемещения и за счет этих внутренних перемещений эти все работы по сокращению производятся. Здесь если у человека должность сокращается – здесь есть вакантное место, его переобучают или квалификация подходит – его автоматом туда переводят. А в цифрах видно конечно, что штат сокращается. Поэтому то, что на линии остаются люди без работы – это совершенно некорректно», — утверждает профсоюзный лидер.
Кроме того, сейчас в КТЖ работает программа, согласованная с профсоюзами, где сотрудники, попадающие под сокращение, которым осталось пять лет до наступления пенсионного возраста, отправляются на досрочную пенсию с обеспечением выплат до его достижения в зависимости от уровня прежней зарплаты в коридоре 70-200 тыс. тенге.
Говоря об озвученной информации о второй программе сокращения работников КТЖ путем объединения диспетчерских центров пяти отделений Западного Казахстана в центре управления перевозками (ЦУП) в Актобе, Ахметбаев уточнил, что такая оптимизация является велением времени.
«В России уже давно плечи увеличены обслуживания локомотивных бригад. В день по тысячу километров один локомотив проезжает, у нас до сих пор на уровне 200 км даже мы не проезжаем. Поэтому сейчас создается централизованное управление, в будущем всего их будет, наверное, три по Казахстану, а вообще в перспективе один будет ЦУП. Это как в аэропорту сидит диспетчерский круг и по всему Казахстану регулирует движение. Поэтому естественно, диспетчера, что сейчас были в Атырау, Мангистау, Кызылорде, они будут сосредоточены в Актюбинске. И туда уже всем диспетчерам, которые там работали, предлагается перейти работать в Актюбинск. Всем предоставляется работа, кто, конечно, по семейным или другим причинам не хочет переезжать — тем ищут работу, в основном всем есть вакансии, сейчас этим занимаются. Буквально у нас единицы в общем от тех диспетчеров, более 20 человек — у нас сейчас по ним идет вопрос – как их трудоустроить», — констатировал представитель отраслевого профсоюза.
Согласно его информации, многие молодые диспетчеры отделений Западного Казахстана решили переехать в Актобе, где им предоставляются подъемные, деньги на аренду жилья и сохраняется прежний уровень зарплаты. Кроме того, сейчас происходят внутренние перемещения станционных работников, движенцев, которых переводят и переподчиняют от грузовой службы в другие подразделения. Хотя, возможно высвобождение работников, которые были задействованы в административных аппаратах отдельных предприятий, и им подыскивается работа, уточнил Ахметбаев.
«Объединили два отделения – восточно-казахстанское и семипалатинское, в одно семипалатинское сделали. Опять же было сокращение среди управленческого аппарата отделений. Им тоже предлагалось некоторым переехать в Семипалатинск, но, конечно, некоторые не переехали. Тем не менее какой-то штат там есть, они работают, но в основном под сокращение попали они, а именно производственные персонал – помощники, обслуживающие работники, инструктора – они все на месте», — проинформировал он, комментируя вопрос QazPulse о прошедших сокращениях в региональном филиале КТЖ в ВКО.
В Казахстанском отраслевом профсоюзе работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта состоит 111 тыс. железнодорожников.
Данияр Сериков