Почти половина оцененных проектов Азиатского банка развития (АБР) в Казахстане признаны неуспешными. Об этом говорится в выкладке на сайте самого международного финансового института.
Неформальный коэффициент успешности отдельных проектов и программ банка в стране за последние 12 лет был составлен на основе проведенных независимых оценок. Таковых аудитов состоялось 13 с 2008 года, в итоге средние показатели проектной результативности АБР сложились за дюжину лет на уровне в 53,8%, указывается в аналитической подборке. Лишь два проекта получили высокую оценку в 100%, шесть инициатив были оценены на 66,7% успешности, еще два проекта были признаны успешными только наполовину, а остальные три вовсе не удостоились коэффициента. Справедливости ради необходимо сказать, что охват выборки проектов АБР в стране был небольшим, поэтому представленные коэффициенты успешности оцененных проектов не отображают в целом качество деятельности банка в Казахстане.
Если говорить о неуспешных проектах АБР в Казахстане, то можно вспомнить недавний проверочный отчет по второму траншу программы инвестирования МСБ. Он был опубликован на сайте международного финансового института в декабре прошлого года. Авторы отчета пришли к заключению, что проект на заемную сумму 122 млн долларов, распределенных при посредничестве оператора «Даму» в такие банки как «ЦентрКредит» и позже проблемный «Цеснабанк» в равных долях в 2014-2016 годах, в целом по своей результативности был менее, чем успешен.
«Даму» и участвующие финансовые институты следовали обязательным условиям кредитного и проектного соглашений за исключением обязательных условий по проблемным кредитам и нормативу достаточности капитала. Норматив достаточности капитала Цеснабанка в 2015 году был 9,5% и 11,1% в 2016 году, что являлось нарушением обязательного условия по нормативу достаточности капитала не менее 12%. Между тем, Банк ЦентрКредит (БЦК) выполнял обязательное условие по нормативу достаточности капитала с коэффициентом выше 12% с 2014 года. С точки зрения проблемных кредитов Цеснабанк выполнял обязательное условие по их наличию не более 10%, однако Банк ЦентрКредит не смог соответствовать этому требованию. С начала проекта количество проблемных кредитов у БЦК было выше 10%-го предела. АБР согласился на план корректирующих мер, чтобы уменьшить объем проблемных кредитов до 13,4% к концу 2015 года, до 12,7% к концу 2016 года и 12,1% к концу 2017 года. БЦК не смог выполнить план в 2015 году с долей проблемных кредитов в 17,1%, но в конце концов достиг согласованных показателей в 11,7% в 2016 году и 10,2% в 2017 году», — указывается в документе.
Любопытно, но третий транш программы инвестирования МСБ и вовсе предназначался для позднее обанкротившихся Delta Bank и KazInvestBank. Такая привязанность к неудачливым казахстанским банкам неудивительна, если вспомнить, что 2006-2011 годы АБР рассматривал варианты фондирования «Альянс Банка» и БТА. Что касается «Даму», то напомним, что этот финансовый институт недавно критиковали в мажилисе за неэффективное финансирование малого и среднего бизнеса, однако, несмотря на это АБР продолжает сотрудничать с ним.
Анализируя показатели неуспешности проектов АБР в Казахстане можно задуматься о том, насколько этот нерыночный финансовый институт, которым управляют неподотчетные никому международные бюрократы, может создавать диспропорции в экономике и искажать ее развитие за счет размещения финансовых вливаний в бизнесы, чьи перспективы могут быть призрачными. Можно вспомнить, что только недавно в публичном пространстве прошли жаркие дискуссии о том, нужно ли Казахстану создавать сеть оптово-розничных центров (ОРЦ) на 237,5 млрд тенге – проект, который АБР давно продвигает и собирается финансировать.
К слову, на днях корреспондент QazPulse обращался с просьбой в казахстанское представительство АБР о предоставлении информации об отсрочках, которые запросили клиенты банка в стране из-за карантинных мер и падения экономики, однако запрос остался без ответа пресс-службы.
Если говорить о суверенном заимствовании, то недавно в СМИ была озвучена информация, что Азиатский банк развития готов предоставить Казахстану заем в 917 млн евро для бюджетной поддержки. Напомним, страна уже привлекала контрциклические кредиты от АБР в 2010 году на 500 млн долларов и 1 млрд долларов в 2015 году, якобы чтобы оправиться от финансового кризиса 2008 года и снижения цен на сырье в 2014 году. Однако нужно ли Казахстану привлекать дорогое финансирование в валюте с учетом колебаний курса тенге, при этом имея запасы Нацфонда, остается вопросом. Стоит также учитывать, что частично кредиты АБР предоставляется в нацвалюте, которую банк получает от ЕНПФ через продажу тенговых облигаций. Уже сейчас пенсионный фонд держит ценные бумаги от АБР на сумму 20,4 млрд тенге.
В 2019 году Азиатский банк развития предоставил в Казахстане суверенные, то есть предназначенные для государственных и квазигосударственных организаций займы на 97,64 млн долларов, а объем кредитов выданных без государственных гарантий составил 41,25 млн долларов. Всего с 1994 года АБР выделил стране более 5 млрд долларов в кредитах и почти 50 млн долларов технической помощи, отмечается в выкладке.
Определенная часть технической помощи предоставлялась международным финансовым институтом через консультантов. Так, за последние пять лет различные консультирующие компании в стране получили за свои услуги девять млн долларов. Среди них ТОО «Борлас Казахстан», заработавшее на консультациях в энергетике 2,29 млн долларов, ТОО «SNS-2017» предоставившее компетенции в сфере транспорта на 1,39 млн долларов, а также индивидуальные эксперты, оказавшие услуги консалтинга на 3,32 млн долларов.
Здесь необходимо отметить, что в качестве индивидуальных консультантов АБР часто привлекаются публичные экономисты и эксперты, выступающие в казахстанских СМИ со своими комментариями в дискуссиях относительно экономического развития страны. Насколько их суждения и предложения, которые часто учитываются правительством, могут быть ангажированными остается вопросом.
Данияр Сериков