Оператору РОП (расширенные обязательства производителей или импортеров по утилизации отходов — QazPulse) не хватает данных по ввозимой и производимой продукции, с которой взимается плата за будущую утилизацию. Об этом говорится в отчетности компании за 2019 год.
«Имеются ряд системных проблем, в части получения информации о ввезенной на территорию РК продукции (товарах), на которую (которые) распространяются РОП, от органа государственных доходов Республики Казахстан, так и о производителях, данные по которым Оператору не поступают, негативно отражающиеся на процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления производителями (импортерами) платы», — говорится в корпоративном документе.
Решить проблему получения данных можно через интеграцию автоматизированной информационной системы оператора с базами данных госорганов, где хранятся сведения об импортерах и производителях продукции, на которую распространяются расширенные обязательства. Это бы позволило учитывать объемы производства и реализации товаров с которых должна взиматься плата за будущую утилизацию.
«Автоматизированной информационной системой Оператора РОП получен аттестат соответствия требованиям информационной безопасности, сертификат выдан РГП на ПХВ «Государственная техническая служба». Наличие данного аттестата позволит осуществлять интеграцию негосударственных систем с государственными», — информируют в компании.
Как известно, РОП-оператор работает над созданием единой системы комплексного управления отходами и содействует развитию мусороперерабатывающей отрасли в Казахстане. Некоторые виды товаров, которые производятся или завозятся в страну, к примеру, автомобили, облагаются платежом, который должен направляться на их последующую утилизацию. В автоматизированной базе РОП сейчас зарегистрировано 18 организаций-производителей автотранспортных и аккумуляторных средств и 12900 импортеров авто. Кроме того, в нее внесены 50 производителей и 2770 импортеров иной продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров, и ее упаковки, уточняется в отчете.
«За период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года Оператором было выдано 87 986 документов о полноте платы по транспортным средствам, импортированным и произведенным на территории страны, а также 19407 документов о полноте платы по прочей продукции, на которую распространяются расширенные обязательства производителей на общий объем 155763 тонн», — указывается в отчетности.
Между тем, за прошлый год в пункты сбора было сдано 35 733 вышедших из эксплуатации автомобилей, из которых 35 240 штук было направлено на переработку, в результате чего было получено 20,5 тонн черных металлов и 825 тонн алюминия. По данным оператора, 10 647 автомобилей были оценены по первой категории в 150 тысяч тенге, а 28 автомобилей по второй категории в 48 тысяч тенге. Всего за сданные на утиль авто было компенсировано 1,6 млрд тенге и выдано 25 тыс. сертификатов.
При этом за прошедший годовой период РОП-оператором была простимулирована 971 заявка на производство транспортных средств на сумму 47 млрд тенге. Более того, на 1,3 млрд тенге была профинансирована 51 заявка для изготовления машин на экспорт. Кроме того, финансовую поддержку получили 54 заявки на субсидирование скидочных сертификатов для покупки авто на сумму 6 млрд тенге, детализируется в отчетной выкладке.
Отметим, что с начала июня размер выплаты за сдачу старого авто на утилизацию в Казахстане был увеличен. В зависимости категории он может составлять примерно 150 тыс. тенге при неполной комплектации и около 200 тыс. тенге в случае полной, сообщается на сайте РОП-оператора.
Данияр Сериков
,