«Хоргос», созданный в 2005 году, стал площадкой для развития приграничной торговли. Целью межгосударственного проекта стало создание условий для привлечения транснациональных компаний, продвижения казахстанского экспорта, наращивания объема приграничной торговли между Казахстаном и Китайской Народной Республикой. И в целом, уникальный проект был направлен на создание условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций и комфортного пребывания туристов.
В 2019 году в компании произошли значительные изменения: 100%-ный пакет акций передан из государственной в коммунальную собственность Алматинской области. Наделение АО статусом Управляющей компании (УК СЭЗ) позволило заключать с инвесторами и участниками СЭЗ договоры на новых условиях с предоставлением определенных законодательством льгот и преференций.
Однако в начале 2020 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании Правительства, раскритиковал деятельность МЦПС, поручив разработать «Комплекс мер по повышению эффективности работы центра» и разработать конкретную программу торговой политики до 2025 года.
Буквально в феврале этого же года был назначен новый руководитель «Хоргоса». Им стал Динмухамед Абсаттаров, ранее возглавлявший Палату предпринимателей Туркестанской области.
О том, какие усилия приложены, чтобы направить в нужное русло уникальный по роду своей деятельности Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», Абсаттаров Динмухамед Болатович рассказал эксклюзивно для нашего издания.
— Динмухамед Болатович, расскажите, что вы сделали в первую очередь, приступив к новым обязанностям?
Первым делом мы провели ситуативный анализ, который выявил сильные и
слабые стороны МЦПС. По итогам анализа мы определили ключевые направления
развития центра, и сделали акцент на привлечении инвестиций и развитии туризма.
Эти же пункты вошли в стратегию развития СЭЗ. Уверен, это даст
мультипликативный эффект на развитие экспорта услуг и товаров.
Второе направление — становление Управляющей компании в качестве клиентоориентированной организации и третье — развитие инженерной инфраструктуры Центра. Учитывая логистические возможности СЭЗ – нахождение в непосредственной близи станции Алтынколь и к международной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай», являющейся Евразийским трансконтинентальным мостом, соединяющим КНР и Юго-Восточную Азию со странами Центральной Азии, Каспийского моря и Европы, это очень хорошие перспективы.
— Большинство посетителей и туристов, и даже сам Глава государства отметили факт не совершенности развития МЦПС. Как Вы это прокомментируете?
— Да, действительно, Глава государства в начале года высказал критику о деятельности МЦПС и дал соответствующие поручения. Сейчас мы с командой над этим работаем.
Должен отметить, что первоначальные условия для реализации проекта МЦПС «Хоргос» у китайской стороны были более выгодными в сравнении с казахстанской. Инженерная и транспортная инфраструктура китайской части «Хоргоса» создавалась на основе уже существовавшей на тот момент инфраструктуры города Хоргос с населением 90 тысяч человек.
Инфраструктура казахстанской части застраивалась буквально с «чистого листа». В связи с отсутствием в близлежащем районе источников и крупных объектов инженерной инфраструктуры, которые могли бы полностью или частично обеспечить МЦПС «Хоргос» были построены котельная мощностью 120 МВт, электрическая подстанция, водозаборные сооружения и канализационные очистные сооружения, проложены внешние и внутренние подъездные дороги.
Кроме того, из-за близости селеопасной реки Хоргос, протекающей западнее МЦПС «Хоргос», департаментом по чрезвычайным ситуациям региона параллельно ведется работа по строительству селезащитных и берегоукрепительных сооружения вдоль всей территории центра.
— Как отразились последствия пандемии на деятельности международного центра?
— Этот фактор тоже сыграл немаловажную роль. Из-за пандемии СЭЗ не функционирует более пяти месяцев, что не может не сказаться на доходах и соответственно на темпах развития.
Однако, несмотря на отсутствие финансирования, мы продолжаем работу по содержанию объектов инфраструктуры, и реализовали некоторые обновления.
Как я говорил, был проведен ситуативный анализ и технологический аудит. Исходя из результатов сейчас внедряется проект «Цифровизация территории СЭЗ». Что в свою очередь затронет все имеющиеся бизнес-процессы, что положительно повлияет как на инвесторов, туристов, так и на органы, обеспечивающие функционирование СЭЗ.
Первое, для удобства и получение первичных услуг и информации модернизирован сайт МЦПС «Хоргос», в скором времени заработает call-центр для консультации в режиме онлайн. Значительно упрощен и переведен в электронный формат весь документооборот компании.
Как вы знаете, значительным барьером в деятельности МЦПС были проблемы, возникавшие в процессе прохождения контрольно-пропускного пункта, как при входе, так и при выходе. Для исключения этих проблем ведется установка автоматизированной системы пропусков, а также разделения багажа от физического лица, что позволит сократить время прохождения КПП.
Сам процесс пропускного режима по билетам также приятно удивит посетителей: если ранее для покупки было достаточно удостоверения личности, а вход-выход строго по штрих-коду билета, теперь сам билет можно будет купить онлайн через официальный сайты, также рассматриваются иные площадки. Также, теперь посетителям не придется переносить багаж вручную, его достаточно будет сдать в пункт приема багажа. В стоимости билета уже предусмотрен перевоз багажа до 25 кг.
Отремонтировано здание центра и облагорожена прилегающая территория: заменены напольные покрытия, демонтированы решетки на стеклянные перегородки, заменено ограждение на прилегающей территории и налажена система кондиционирования в самом здании.
К тому же у посетителей теперь появиться право выбора — прохождение паспортного и таможенного контроля в общеустановленном порядке либо через бизнес-терминал повышенной комфортности. Работы по вводу в эксплуатацию бизнес-терминала уже ведутся.
— Благодарим за ответы!
МЦПС финансируется за счет оказываемых платных услуг, доходов от сдачи в имущественный наем (аренду) и поднаем (субаренду) объектов инфраструктуры, земельных участков, зданий и сооружений, и от средств, внесенных в качестве пополнения уставного капитала.