КТЖ неформально ограничил отгрузку металлолома за рубеж в мае. Об этом говорится в материалах республиканской отраслевой ассоциации вторичной металлургии, распространенных в ходе подписания соглашения о сотрудничестве между министерством индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), металлургическими и ломозаготовливающими предприятиями в Нур-Султане.
«В адрес ассоциации с 18 мая 2020 года со всех регионов Казахстана поступают обращения предпринимателей, занимающихся сбором, заготовкой, хранением, переработкой и реализации лома и отходов черных и цветных металлов в Казахстане, с жалобами на «КТЖ-Грузовые перевозки». АО «НК «КТЖ» без объяснения и предоставления письменных разъяснений в устном порядке отказывают предпринимателям в оформлении заявок на погрузку вагонов ломом и отходами черных и цветных металлов с территории РК, ссылаясь на устное распоряжение министерства индустрии и инфраструктурного развития РК», — говорится в информации.
25 мая на совещании в МИИР по вопросу регулирования рынка лома и отходов черных и цветных металлов стало известно, что запрет был инициирован межведомственной комиссией (МВК), но каких-либо нормативных актов представлено не было, сообщают в отраслевой ассоциации.
В ассоциации компаний по сбору, реализации лома и отходов цветных и черных металлов из Актобе подтверждают, что неформальный запрет вывоза лома по железной дороге в другие страны действительно действует с середины мая.
«Без предоставления каких-либо объективных причин, с 19 мая 2020 года АО «КТЖ-Грузовые перевозки» не согласовывают план погрузки «ГУ-12″, то есть все заготовители лома страны не могут получить разрешение на экспорт товара. Отраслевые компании, ориентированные на экспорт металлолома, вынуждены остановить деятельность, поскольку в связи с невозможностью экспорта не выполняются договорные условия с контрагентами иных стран. В нынешней ситуации вышеназванные препятствия по транспортировке лома отрицательно воздействуют на деятельность нашего бизнеса», — сетуют в ассоциации.
По ее информации, МВК приняла решение ограничить экспорт лома по железной дороге до конца сентября этого года.
Напомним, ранее Казахстан ввел запрет на вывоз лома с территории страны автомобильным транспортом до 18 ноября 2020 года. В отрасли считают, что практические ограничения экспорта вторичного сырья позволит крупным металлургическим предприятиями — «АрселорМиттал Темиртау», KSP Steel, «Кастинг» монополизировать рынок лома, ссылаясь на якобы возникший его дефицит.
Неформальный запрет может вызвать скандал с Россией, поскольку лом туда не поступает, металлургические предприятия северного соседа теряют доходы, в том числе российские вагоны груженные вторичным сырьем не могут выехать, сказал в комментарии журналистам председатель ассоциации «Республиканский союз промышленников вторичной металлургии» Владимир Дворецкий. По его словам, Казахстан могут обвинить в нарушении договора ЕАЭС из-за торговой дискриминации. Однако запрет обещали снять в правительстве после подписания соглашения между МИИР, металлургическими предприятиями и ломозаготовителями, сказал он.
Данияр Сериков