QazPulse ознакомился с докладом группы экспертов ООН по соблюдению эмбарго оружия в Ливию, который был подготовлен в декабре прошлого года и представлен вниманию Совету Безопасности. Он охватывает период с 5 сентября 2018 года по 20 октября 2019 года. Из доклада ясно, что группа экспертов Организации Объединенных Наций за время подготовки доклада направила властям Казахстана пять официальных писем, одно из которых осталось без ответа.
Напомним, ранее QazPulse со ссылкой на Bloomberg опубликовал статью о том, авиакомпании Казахстана участвуют в операциях по тайному воздушному мосту для доставки оружия в Ливию, а именно маршалу Халифе Хафтару, тем самым нарушая эмбарго ООН на поставки вооружений в эту североафриканскую страну. Об этом говорится в новом конфиденциальном докладе, который пока только рассматривается в ООН и не опубликован.
Доклад содержит информацию о замаскированных полетах сети авиакомпаний, зарегистрированных в ОАЭ, Казахстане и британских Виргинских островах. Именно их самолеты осуществляли доставку военной техники, считают эксперты.
Экспертная группа обнаружила увеличение количества секретных рейсов из ОАЭ и их авиабазы в Эритрее на аэродромы, находящиеся под контролем Хафтара, который сражается против международно признанного Правительства национального согласия, базирующегося в Триполи, говорится в докладе. Речь идет о расследовании группой экспертов ООН как минимум 37 рейсов, совершенных в январе. Некоторые из этих рейсов выполнялись двумя казахстанскими авиакомпаниями, они перевозили большие объемы оружия.
Группе экспертов от ООН предстоит опубликовать этот доклад с подробными задокументированными фактами и подтверждениями.
Эксперт Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) Питер Везман прокомментировал редакции QazPulse, что предстоящий доклад будет включать убедительные доказательства, которые, по его мнению, будут тщательно расследованы властями Казахстана.
Эмбарго ООН на поставки оружия регулируется международным правом, и технически казахстанские власти должны расследовать факты и преследовать авиакомпании в судебном порядке.
Декабрьский доклад ООН о поставках оружия в Ливию
В нем, кроме авиакомпаний Казахстана фигурируют авиалинии из Украины и Молдовы, которые намеренно нарушили санкции, введенные ООН.
Эксперты привели факты того, что казахстанская авиакомпания Sigma Airlines причастна к доставке военного имущества военным силам Хафтара в Ливии.
Sigma Airlines позиционирует себя как казахстанская авиакомпания, специализирующаяся на грузовых перевозках. Под нашим флагом зарегистрированы самолёты ИЛ-76Т/ТД, выпущенных в СНГ и отличающихся рамповой конструкцией и неприхотливостью в эксплуатации.
Sigma Airlines летает по всему миру, особенно по Ближнему Востоку, Африке и Европе.
«Имея возможность доставки практически любых видов грузов на самолётах ИЛ-76ТД и А300B4-203F, наша компания может выполнять разовые полёты по Ближнему Востоку, Европе и по всему миру кроме стран под санкциями и эмбарго. В связи с высоким спросом на перевозки в регионе Ближнего Востока и присутствием здесь крупных консолидаторов, наши самолёты в настоящее время выполняют рейсы в и из аэропортов ОАЭ», – отмечается на сайте компании.
Тогда как, говоря о содержании нового доклада, директор Авиационной администрации Казахстана (ААК) Питер Гриффитс упоминает еще несколько казахстанских авиакомпаний.
По его словам, расследование по делу о поставках оружия в Ливию начато в Казахстане совместно с ООН, оценив его как «сложное».
«На сегодняшний день, мы приостановили действие сертификата эксплуатанта Azee Air на шесть месяцев на период проведения расследования с международными инспекторами. Мы рассматриваем материалы Jupiter Jet и Jenis Air на предмет их участия, а также еще одной авиалинии, о которой нам стало известно – это «Сигма», – прокомментировал КазТАГ глава авиаадминистрации Казахстана.
В апреле прошлого года силам Хафтара неоднократно осуществлялось поступление нового военного оснащения в Ливию, причем иногда неприкрыто, без особых усилий по соблюдению санкционных мер.
Соблюдение оружейного эмбарго за отчетный период нельзя назвать эффективным, так как в Ливию регулярно доставлялось морским или воздушным транспортом военное оснащение.
Отмечались эпизоды, когда списанные самолеты ремонтировались и возвращались в рабочее состояние. Однако некоторые из них были позднее уничтожены из-за действий противника или технических неполадок.
В докладе отмечается, что в отчетный период перемещение оружия в Ливию воздушным путем было обыденным явлением, а обнаруживать или пресекать эту практику было практически невозможно без введения инспекционного режима в международных аэропортах и на военных авиабазах страны.
Эксперты установили ряд воздушных судов, которые зарегистрированы как гражданские, но регулярно действуют или действовали в поддержку вооруженных сил Хафтара как военно-транспортные самолеты.
Приведем ниже данные из доклада о самолетах, которые так или иначе касаются Казахстана.
Ан-26
Речь идет о самолете концерна «Антонов» с бортовым номером UP-AN601, числится за авиаоператором Space Cargo Incorporated из ОАЭ.
Ан-26 (UP-AN601), принадлежащий Space Cargo Inc из ОАЭ, 7 сентября 2015 года сняли с учёта казахстанского авиационного регистра. Маркировка UP-AN601 была снята с самолета в мае 2015 года, но впоследствии он был замечен как самолет, летающий «под чужим флагом». На борту надпись: H.A.D Jet Cargo LLC, но компания открестилась от этого судна, заявив, что она «никогда не владела, не эксплуатировала, не сдавала в аренду или никоим образом не имела дела с этим самолетом».
Ливийское управление гражданской авиации также сообщило, что этот самолет не зарегистрирован в его реестре.
Таким образом, в настоящее время UP-AN601 нелегально летает на территории Ливии в качестве воздушного судна «без гражданства».
Самолет Ан-26 (летевший под регистрацией УП-АН601) был замечен в эксплуатации в поддержку военных сил Хафтара в качестве грузового военного самолета. Группа экспертов установила, что 22 июня 2015 года этот самолет был исключен из национального реестра воздушных судов Казахстана после его продажи компании Space Cargo Inc.
Эксперты ООН направили письмо компании Space Cargo Inc с просьбой предоставить информацию о деятельности этого самолета в Ливии, но не получила никакого ответа.
В докладе отмечается, что АН-26 также используется в качестве бомбардировщика, на его фюзеляже есть четыре орудия BDZ-34.
Сертификат о снятии с учета этого самолета подписал Бекен Сейдахметов, который занимал должность председателя Комитета гражданской авиации с 2011 по 2017 годы.
Самолеты марки «Ил»
Эксперты обнаружили сразу два самолета IL-76TN казахстанской авиакомпании Sigma Airlines с бортовыми номерами UP-I7601 и UP-I7645.
Эти самолеты замечены в полетах за пределами Ливии в поддержку военных сил Хафтара. Также они осуществляли полеты из Иордании в июне 2019 года.
В докладе отмечается, что эти самолеты принадлежат АО Air Almaty, но переданы в лизинг и эксплуатируются Sigma Airlines с октября 2017 года.
Напомним, после свержения и убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году в Ливии установилось двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе – сформированное при поддержке ООН и Евросоюза ПНС во главе с Файезом Сарраджем. Власти восточной части страны действуют независимо от Триполи и сотрудничают с Ливийской национальной армией. Халифа Хафтар с апреля 2019 года не прекращает попыток захватить Триполи.