Председатель Национального банка Ерболат Досаев ответил на депутатский запрос о вывезенных в оффшорные зоны 140 млрд долларах, передает корреспондент QazPulse.
В конце мая в стенах Сената обратили внимание на проблему незаконной утечки капитала из Казахстана, которая создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны.
«Мы не располагаем точными данными о суммах вывода капитала за рубеж, так как у нас отсутствует единая система мониторинга и оценки, государством не проводятся соответствующие исследования. Поэтому мы вынуждены обращаться к оценкам экспертных организаций. Согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в оффшорные зоны составил порядка 140 млрд долларов», – заявила депутат Ольга Перепечина на пленарном заседании верхней палаты Парламента.
Она сообщила, что с 2015 по 2019 годы в производстве Комитета по финансовому мониторингу по фактам невыполнения требований репатриации национальной и (или) иностранной валюты было зарегистрировано 238 уголовных дел. Из них порядка 70% прекращено из-за отсутствия состава правонарушения.
«То есть факт вывода капитала за границу есть, однако этот факт национальным законодательством не квалифицируется как правонарушение. Таким образом, из 238 зарегистрированных дел, только три дела были направлены в суд, и даже в рамках этих трех дел вопрос возврата денежных средств не рассматривался, так как в Уголовно-процессуальном кодексе обязательств по возврату не предусмотрено», – отметила сенатор.
Перепечина назвала две причины низкой направляемости таких дел в суд. Во-первых, сложность доказывания умысла виновного на невозвращение денежных средств из-за границы. Во — вторых, длительность исполнения международных следственных поручений.
В депутатском запросе на имя Аскара Мамина и Ерболата Досаева депутат спросила, есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу, а также каковы дальнейшие планы по совершенствованию законодательства, в вопросах репатриации национальной и (или) иностранной валюты.
В своем ответе председатель Нацбанка отметил, что при рассмотрении вопроса об оттоке капитала из страны необходимо разграничивать отток капитала, связанный с обычной деловой активностью предпринимателей либо экономической ситуацией в стране, и незаконный вывод капитала, зачастую связанный с преступной деятельностью.
«В классическом понимании отток капитала – это перевод денег из страны с целью их размещения за рубежом. Он включает в себя, в основном, законные, стандартные с точки зрения ведения бизнеса операции, такие как оплата внешнеэкономических сделок, прямые и портфельные инвестиции за рубеж, выплата дивидендов зарубежным инвесторам, покупка недвижимости», – перечислил Досаев.
В связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов в Казахстане, наблюдается чистый приток капитала. По прямым инвестициям в динамике с 2013 по 2019 год, чистый вывоз капитала в офшорные зоны составил 1,1 млрд долларов, а чистый ввоз капитала из офшорных зон составил 4,2 млрд долларов.
При этом глава Нацбанка не отрицает проблему незаконного вывода капитала и называет ее общемировой. Но, несмотря на усилия многих государств и международных организаций, недобросовестные бизнес-структуры и теневой сектор находят новые каналы и методы для осуществления задуманного.
«Это требует постоянного совершенствования механизма по противодействию им. При разработке мер государство акцентирует усилия на принятии превентивных мер по пресечению нелегальных схем вывода денег, а не на преследовании фирм-«однодневок» спустя длительное время», – заявил Досаев.
Сейчас ведутся работы по интеграции информационных систем между ведомствами, завершение которых планируется в 2021 году. Это позволит уполномоченным органам проводить качественный мониторинг, накопление и анализ статистической информации по выводу капитала.
«Действующее законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, предусматривает значительный инструментарий для принятия мер по противодействию незаконному выводу капитала, который не в полной мере используется уполномоченным органом по финансовому мониторингу», – говорится в ответе.
Вопросы возврата денег по фактам незаконного вывода капитала, а также ответственности за невыполнение требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты урегулированы уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Ерболат Досаев считает, что при выработке поправок в законодательство по вопросам противодействия незаконному выводу капитала необходимо учитывать соблюдение баланса между интересами государства и бизнеса, инвестиционной привлекательностью Казахстана и введением дополнительных требований и ограничений.
Аделаида Ауеспекова