Кыргызстан игнорирует конструктивные предложения Казахстана по ситуации на казахстанско-кыргызской госгранице. Об этом сообщает пресс-служба Министерства торговли и интеграции РК (МТИ), передает QazPulse.
«Вопрос о ситуации на казахстанско-кыргызской границе, периодически обостряясь, поднимается Кыргызстаном уже более года. Все это время Казахстан безуспешно призывает соседей решить вопрос прозрачности перемещения грузов комплексно с применением цифровых технологий, путем обмена данными по перемещающимся транспортным средствам, применения электронных пломб к грузовикам и других способов», – говорится в сообщении.
По информации ведомства, с начала прошлого года по июнь границу в Казахстан и Россию пересекли почти 80 тыс. грузовых автотранспортных средств.
«Из них проведена выборочная проверка 1547 транспортных средств в результате в 1505 случаях выявлены грубейшие нарушения налогового законодательства Казахстана», – отмечается в сообщении.
Указаны фиктивные получатели в Казахстане или России, перемещаемые товары не соответствовали тому, что было указано в сопроводительных документах. В результате были доначислены налоговые платежи на сумму более 5 млн долларов.
МТИ считает, что поведение Кыргызстана наводит на подозрения о намеренном отказе от добросовестного сотрудничества в целях ухода от легального перемещения, прежде всего, товаров народного потребления, ввозимых из КНР на территорию стран ЕАЭС. Об этом свидетельствует излишнее обострение данного вопроса, информационные атаки и рассмотрение данного вопроса на площадке ВТО, к которой данные вопросы не имеют отношения.
Согласно данным ведомства, на досмотр автомашин на казахстанском участке границы уходит 20-22 минуты, из них 3-5 минут сканирование документов для налогового контроля.Одновременно через госграницу пропускают после досмотра до 20 автомашин.
Скопления автотранспортных средств на казахстанско-кыргызском участке границы в последние месяцы обусловлены рядом объективных причин, перечисляют в МТИ. Это связано с приостановлением в связи с пандемией COVID-19 работы 5 автомобильных пунктов пропуска из 7 существующих.
«На сегодня в связи с улучшением эпидемиологической обстановки принято решение о постепенном возобновлении работы всех пунктов пропуска в ближайшее время. Так, с сегодняшнего дня начинает работать пункт пропуска «Сыпатай — Батыр», что позволит существенно «разгрузить» действующие пункты пропуска и ускорить время прохождения грузовых авто через границу», – добавили в министерстве.
Еще одной из причин скопления авто на границе Казахстана и Кыргызстана является начало сезона плодоовощной продукции, возобновление торговли с КНР и приостановление работы пяти автомобильных пунктов пропуска в связи с COVID-19.
Кроме того, проведение кыргызской стороной карантинно-контрольных мер непосредственно на пунктах пропуска является причиной заторов на кыргызской стороне. Проводимые мероприятия включают в себя экспресс-тестирование на COVID-19, анкетирование водителей, а также санитарную обработку транспортных средств. Все это вкупе занимает достаточно продолжительное время.
В свою очередь, казахстанская сторона для соблюдения карантинных норм на границе проводит только анкетирование водителей. Процедура проводится при пограничном досмотре и не занимает дополнительного времени. Далее уже на территории Казахстана у водителей большегрузов берется ПЦР-анализ. Важно отметить, что водитель не дожидается результатов теста, он отправляется по оговоренному маршруту. В случае выявления инфекции в анализах, водителя находят по данным анкеты. В случае отрицательного теста водитель следует к месту назначения беспрепятственно.
«В целом не понятна цель проведения экспресс-тестирования выезжающих водителей. По всем международным правилам государство обеспечивает безопасность на своей территории. Но даже, если наши кыргызские коллеги решили «обезопасить» таким образом соседние страны, зачем проводить это тестирование в пункте пропуска, ведь этот анализ можно сдавать и на подъезде к нему?» — резонно задаются вопросом в Министерстве торговли и интеграции.
Республика Казахстан не устанавливает никаких барьеров для передвижения товаров, считают в МТИ.
«Данный вопрос дважды рассматривался Коллегией Евразийской экономической комиссии, занимая по 4 часа обсуждений, в результате Коллегия не приняла решения о наличии барьера в действиях Казахстана. В свою очередь, действия Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в части осуществления экспортного и налогового контроля признаны Коллегией ЕЭК легитимными, учитывая, что данные меры относятся исключительно к национальной компетенции», – отметили в министерстве.
Напомним, ранее правительство Кыргызстана обвинило Казахстан в создании барьеров при прохождении границы.