Коммунальное предприятие «Астана-Теплотранзит» 23 июня подало заявку на утверждение повышения в течение последующих пяти лет своих тарифов на транспортировку и распределение тепла по тепловым сетям в Нур-Султане. Ее материалы размещены в базе данных «Монополист». Тарифную заявку должны рассмотреть в течение 90 рабочих дней со дня предоставления в столичном департаменте комитета регулирования естественных монополий (ДКРЕМ), после чего определится дата ее общественных слушаний. По словам главы столичного ДКРЕМ Булата Танабергенова, публичное обсуждение может состояться в ноябре. Потом госорган должен будет принять решение утверждать ее или нет.
В проекте тарифной сметы «Астана-Теплотранзит» на 2021-2025 годы производственные затраты на предоставление услуг заложены в объеме 39,5 млрд тенге. Большая их часть за пять лет придется на сырье, материалы, ГСМ, энергию — 6,3 млрд тенге, на расходы по оплате труда производственного персонала — 15,3 млрд тенге, на амортизацию заложено 15,8 млрд тенге, рассчитали на предприятии. Расходы в тарифной смете предусмотрены с учетом увеличения протяженности тепловых сетей, насосных станций и обслуживаемого оборудования, напоминают в «Астана-Теплотранзит».
Анализируя прогнозируемые затраты, заложенные в тарифную смету на энергию в 3,8 млрд тенге на пять лет, можно предвидеть, что их размер будет подвергнут изменению из-за июльского роста отпускного тарифа на электричество от электростанций, что в итоге поднимет расценки на электроэнергию для юрлиц через два-три месяца. Кроме того, в следующую пятилетку обязательно вырастут объемы субсидируемой электроэнергии ВИЭ, выплат с рынка электрической мощности, и в тарифы энергопроизводящих организаций будет заложена их рентабельность из расчета основных средств в почти 12%, а значит и сопутствующие затраты, включаемые в конечную цену на электроэнергию для компаний, возрастут.
Управленцы превыше всего
Всего объем затрат в тарифной смете запланирован на 60,5 млрд тенге. Общие и административные расходы коммунальной компании спрогнозированы на пятилетку на 10,8 млрд тенге, где на зарплату административного персонала заложено 2 млрд тенге. Отметим, что его среднемесячная зарплата с апреля 2019 года по март нынешнего была зафиксирована на уровне в 310 тыс. тенге, согласно тарифной заявке. В 2021 году ее предлагается повысить до 591 тыс. тенге с выростом до 719 тыс. тенге в 2025 году, то есть более, чем в два раза по сравнению с базовым 2020 годом. Это притом, что среднемесячная зарплата производственного персонала в 2025 году намечена на уровне 310 тыс. тенге, что только в полтора раза больше уровня этого показателя в 210 тыс. тенге в 2020 году.
Нужно отметить, что среднесписочная численность персонала в «Астана-Теплотранзит» на 2021 год заложена в количестве 816 человек, что существенно больше фактических показателей начала 2020 года в 650 человек. Хотя в утвержденной на 2016-2020 годы тарифной смете на этот год был спрогнозирован штат в 889 человек. Можно предположить, что такое увеличение количества сотрудников «Астана-Теплотранзит» произойдет из-за передачи тепловых сетей, проложенных за последние пять лет по программе «Нурлы Жол», на баланс коммунального предприятия. Отметим, что нормативы, по которым была рассчитана штатная численность компании ЖКХ, были утверждены Казахстанской электроэнергетической ассоциацией и недавно продлены до конца 2023 года.
На нормативные технические потери тепла в тарифной смете «Астана-Теплотранзит» заложено 10,2 млрд тенге, их коэффициент в начале 2020 года был на уровне 12,42%, к 2025 году ожидается его уменьшение до 12,1%. Денежная сумма потерь может меняться с тарифами на тепло, отпускаемое двумя ТЭЦ «Астана-Энергия», которые, как известно, в ближайшее время должны завершить газификацию своих горелок, а значит и их тарифы могут значительно возрасти в ближайшие год-два. Ранее тарифы по инвестпрограмме энергетического предприятия были утверждены на 2018-2022 годы, то есть их уровень в 2023-2025 годы предсказать сложнее. Ведь только в этом году увеличилась цена на богатырский уголь на 9,9%, расходы на который занимают в затратах теплоэлектростанций на тепло до 60%, также надо учитывать, что стоимость железнодорожнойй перевозки угля, скорей всего, вырастет за пятилетку.
Коммунальная экономика
В пояснительной записке заявки говорится о том, что «Астана-Теплотранзит» получила убыток в прошлом году на сумму 749 млн тенге, а в этом он запланирован в размере 842,5 млн тенге.
«Анализ действующей тарифной сметы АО «Астана-Теплотранзит» показывает, что утвержденная тарифная смета не компенсирует отдельные статьи затрат, связанные с осуществлением регулируемого вида деятельности и не обеспечивает требуемую доходность предприятия по причине превышения фактических затрат по сравнению с предусмотренными в утвержденной тарифной смете», — утверждают в коммунальной компании.
Стоить отметить, что доход «Астана-Теплотранзит» в представленной тарифной смете на 2021-2025 годы заявлен на уровне в 7,3 млрд тенге за весь период. Начиная со следующего года, предприятие должно будет начать выплачивать льготный бюджетный кредит, привлеченный у госучреждения «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Нур-Султан» пять лет назад на сумму 52,9 млрд тенге под ставку в 0,02% с отсрочкой выплаты основного долга на шесть лет. В 2021 году компания собирается возвратить 1,5 млрд тенге, в 2022 году — 3 млрд тенге, в 2024 году — 3,2 млрд тенге, с 2025 года — 3,5 млрд тенге. По правилам тарифообразования возврат заемных средств может осуществляться за счет чистого дохода или амортизационных отчислений, поясняется в записке.
Те же амортизационные отчисления и прибыль предусмотрены в проекте тарифной сметы в качестве источников финансирования инвестпрограммы, которая рассчитана на пять лет на сумму 9 млрд тенге. В 2021 году в ее рамках планируется вложить 1,6 млрд тенге, в 2022 году — 1,7 млрд тенге, в 2023 году — 1,8 млрд тенге, а в 2024-2025 годы по 1,9 млрд тенге. При этом тарифный доход, состоящий из затрат на передачу и распределение тепловой энергии, административных расходов и допустимой прибыли будет разбит по годам следующим образом: 2021 год — 11 млрд тенге, 2022 год — 13,1 млрд тенге, 2023 год — 13,8 млрд тенге, 2024 год — 14,6 млрд тенге, а 2025 год — 15,3 млрд тенге.
Ингредиент тарифа на отопление
В начале года тариф на транспортировку тепла «Астана-Теплотранзит» составлял 1214 тенге за гигакалорию вместо ранее утвержденных в инвестпрограмме на 2020 год 1346 тенге/Гкал. В проекте тарифной заявки на 2021 год он заложен на уровне 1692 тенге/Гкал, в 2022 году — 1941 тенге тенге/Гкал, в 2023 году — 1990 тенге/Гкал, в 2024 году — 2033 тенге/Гкал, а в 2025 году спрогнозирован в размере 2095 тенге/Гкал. Получается, что фактически до 2025 года коммунальное предприятие предлагает повысить свой тариф на транспортировку тепла по столичным сетям с нынешней базы почти на 58%.
Напомним, что тариф на транспортировку и распределение тепловой энергии по трубам «Астана-Теплотранзит» — это только часть конечной цены за отопление, которую платят жители столицы, ведь она складывается из тарифов на производство тепла, его транспортировку и сбыт. С учетом того, что, сниженный тариф «Астана-Теплотранзит» с начала года сложился в размере 1214 тенге/Гкал, а компенсирующий тариф «Астана-Энергия» на производство тепла, по данным ДКРЕМ, сейчас действует на уровне 1672 тенге/Гкал, при наличии небольшой снабженческой добавки, то можно посчитать, что в конечной цене на отопление тариф на передачу тепла занимает примерно 41%.
В следующем году, в случае утверждения тарифа на транспортировку тепла согласно уровню, заложенному в тарифной заявке, в 1692 тенге/Гкал, и при утвержденном тарифе за тепло для «Астана-Энергия» в размере 1914 тенге/Гкал на 2021 год, доля тарифа на передачу тепловой энергии в конечной цене за отопление вырастет до 46%. Таким образом, вклад повышенного тарифа на транспортировку в рост расценок за тепло в столице в следующем году может составить более 33%, если, правда, не учитывать предстоящее подорожание производства тепла из-за газификации ТЭЦ.
Данияр Сериков